Воспитание и образование – основа национального прогресса
Основные направления партийной предвыборной программы и статья кандидата в Президенты Республики Узбекистан от Демократической партии «Миллий тикланиш» Алишера Кодирова.
Основные направления предвыборной программы Алишера Келдиевича Кодирова в сфере воспитания и образования:
принятие государственной программы «Новое поколение». В ее рамках реализовать единую систему «семья - детский сад - школа»;
для формирования в семье здоровой атмосферы и правильной организации процесса воспитания - поддерживать родителей, имеющих детей до 18 лет, дать им особый статус, возложив на них ответственность за воспитание достойных членов общества;
кардинальное изменение управления в школах, отношения к учителям и организации воспитательной работы. Упразднение практики возложения на учителей преподавания других предметов;
реорганизация инспекции образования. Глубокие изменения полномочий и условий ее работы: инспекция будет выступать наблюдателем в воспитательном и образовательном процессах, а также систематически отчитываться перед Олий Мажлисом;
упразднение Министерства высшего и среднего специального образования и создание совета ректоров при Президенте Республики Узбекистан. Переход высших учебных заведений на самоуправление;
реформирование национальной киноиндустрии, которая оказывает непосредственное влияние на миллионы соотечественников, на их умы, духовный мир, отношение к жизни, мировоззрение.
Один из основоположников джадидской школы Абдурауф Абдурахим угли Фитрат, который целиком посвятил себя идее национальной независимости, для созданного им журнала «Тонг» выбрал девиз «Пока не изменится мышление, другие изменения не произойдут».
Его соратник Абдулла Авлони считал, что образование и воспитание являются для нас вопросом жизни и смерти, спасения и гибели, счастья и трагедии. Говоря иначе, проблемы воспитания во все времена рассматривались в качестве ключевой задачи.
Если глубже проанализировать осуществленные в Узбекистане реформы, становится ясно, что развитие образования, особенно на этапе дошкольного, где закладывается фундамент формирования личности, обозначено в качестве приоритета государственной политики. Это наглядно подтверждает тот факт, что и в Узбекистане вопрос воспитания и образования рассматривается как инвестиции в будущее.
С первых дней основания нашей партии в ее программе этот вопрос был обозначен как главное направление деятельности, так как мы придерживаемся девиза «Если изменится человек, изменится общество». Поэтому в своей предвыборной программе я выдвигаю предложения и инициативы, касающиеся разработки государственной программы воспитания и образования, охватывающей период с рождения ребенка до окончания школы, налаживания системы «семья - детский сад - школа». Для формирования в семье здоровой атмосферы и правильной организации процесса воспитания предлагаю поддерживать родителей, имеющих детей до 18 лет, дать им особый статус, возложив на них ответственность за воспитание достойных членов общества.
В этой связи необходимо отметить важность государственного финансирования детских садов, накануне школы сделать годичное пребывание в детском саду для ребенка обязательным.
Исходя из партийных целей и задач предлагаем дальнейшее стимулирование педагогов. По нашему мнению, в сфере должны работать только люди, достойные почетного звания учитель. Поэтому мы в первую очередь акцентируем внимание на вузах, призванных готовить кадры для этой сферы.
Признаем, что долгое время не были созданы необходимые условия для воспитателей, педагогов и учителей. Это упущение за многие годы привело к упадку воспитательного процесса по всей вертикали.
Учитель, который обучал наших дочерей и сыновей, внуков, который прививал любовь к газелям Навои и Физули, не находил должного внимания к себе. Большое благо, что в последние годы эти недостатки начали признаваться, и отношение к представителям сферы коренным образом изменилось.
Исходя из цели и выдвигаемой партией идеи именно этим вопросам мы уделили приоритетное внимание. Наша благородная миссия – кардинально изменить систему менеджмента в образовании, отношение к педагогам и процессу организации учебно-воспитательной работы в школах. Также мы предлагаем отменить порочную практику преподавания учителями предметов, которые не относятся к их специальности.
Это позволит педагогу полностью посвятить себя главной работе, он сможет почувствовать, что его тяжелый труд высоко ценится как в материальном, так и в социальном плане. Он обязан, что называется, держать руку на пульсе времени, быть в курсе мировых новостей в той области, которую преподает школьникам. Настоящий учитель должен находиться в активном поиске. Для этого администрация школы обязана создать педагогам режим наибольшего благоприятствования: современные средства ИКТ, удобные кабинеты, продвинутые образовательные программы. Пусть учитель, проведя урок, сам решает, как проводить свободное от занятий время. Администрация не вправе навязывать ему общественные поручения. Он не обязан заполнять кипы отчетов по проведенным урокам.
Может ли быть допустимым, чтобы внедренный в общеобразовательных школах новый предмет «Воспитание» зачастую велся учителями географии, математики или истории? Эту дисциплину должны преподавать истинные энтузиасты, в совершенстве овладевшие педагогикой, психологией, физиологией, религиозными и общечеловеческими ценностями. Для решения важной задачи необходимо подготовку кадров в педагогических вузах разделить на две категории: педагог начального периода (0-7 лет) и подросткового периода (8-18 лет).
Достаточно серьезна тема профориентации: уже со школьной скамьи дети должны готовиться к жизни, осознанно выбирать будущее. Главным требованием сегодняшнего дня является ведение работы с учащимися, способными к наукам и склонными к предпринимательской деятельности, по отдельным программам. И такие суждения, как «Ученым ты все равно не станешь!», «Я не учился, пусть хоть мой ребенок учится», не должны влиять на школьников. Следует отказаться от укоренившегося в обществе мнения, что только высшее образование является гарантом благополучия. Например, в Китае всего 30-35 процентов выпускников стремятся получить высшее образование, большая часть пробует себя в предпринимательской деятельности.
Все это возлагает ответственность на педагогов, учителей. Естественно, их необходимо поощрять. Потому мы предлагаем, чтобы заработная плата определялась в соответствии с рейтинговыми баллами, выставляемыми на основе мониторинга, осуществляемого в том числе при помощи ИКТ. Если мы реализуем выдвинутые партией предложения, у нас будет современная не по форме, а по содержанию школа.
Словом, своей приоритетной задачей мы считаем формирование нового поколения учителей в школе, обеспечение вузов истинными профессионалами. Говоря об образовании и воспитании, нельзя не высказать свою позицию о нынешнем состоянии высшего образования.
В предыдущие годы система претерпела очень большие изменения. В частности, охват высшим образованием вырос с 9 до 28 процентов. Количество вузов существенно увеличилось. Но анализ проблем в системе показывает, что необходимы радикальные реформы. Поэтому в нашей программе предлагается упразднить профильное министерство и вместо него создать совет ректоров при Президенте. Это означает, что данная система будет выведена из ведомства государства.
Некоторые из наших соотечественников могут возразить этой инициативе. Но, как и во всем современном мире, Узбекистану пора переходить к системе, где поступить в вуз легко, а учиться сложно. Без такого подхода ожидаемого кадрового уровня не достичь.
Мы должны признать, что к XXI веку духовный упадок, ставший главной проблемой мира, переживающего процессы глобализации, признается результатом человеческих ошибок в духовности и воспитании.
Сегодня даже в самых развитых и демократических государствах с повестки дня не снимается проблема «упущенного поколения». Это связано с тем, что воспитание в семье, детском саду и школе стало второстепенным вопросом.
Существует огромная разница между свободным образом жизни, культивируемым в ряде развитых государств, и сообществом, воспитанным на традициях и морали Востока. Но тот факт, что в некоторых странах Старого света снова наблюдается возврат к извечным ценностям, означает, что образование начинает ставиться на высшую общественную ступень. Принимая это во внимание, я выбрал вопросы воспитания и образования в качестве наиболее приоритетных.
В мою программу включен вопрос реформирования национальной киноиндустрии, которая оказывает непосредственное влияние на миллионы соотечественников, на их умы, духовный мир, отношение к жизни, мировоззрение.
Если вы проголосуете за меня на выборах Президента Республики Узбекистан, которые состоятся 24 октября, обещаю выполнить в полной мере задачи, связанные с образованием и воспитанием, духовностью и просвещением, которые являются вопросом жизни и смерти во все времена.
Алишер КОДИРОВ,
Кандидат в Президенты Республики Узбекистан
от Демократической партии «Миллий тикланиш»