Конституция Нового Узбекистана: государство гарантирует защиту и покровительство своим гражданам как на своей территории, так и за ее пределами
С обретением независимости наше государство поставило цель создать правовое демократическое общество. Среди ключевых этапов его формирования - принятие 8 декабря 1992 года Конституции Республики Узбекистан. Этот важный документ выступил основой для строительства независимого и суверенного государства, став символом политических и экономических преобразований. В этом году страна отмечает 32-летие судьбоносного исторического события.
После обретения независимости в 1991-м Узбекистану предстояло разработать собственные правовые и политические основы. Конституция сыграла ключевую роль в становлении и развитии нового государства. Закрепила принципы демократии, правового государства и защиты прав человека, что стало фундаментом для создания безусловного правового поля.
Этот акт определяет основу устройства государства, правового положения личности, систему и принципы организации государственной власти, формы общественного самоуправления и другие аспекты жизни государства, общества и человека. Конституция Республики Узбекистан принята на основании Всеобщей декларации прав человека, международных пактов о гражданских и политических, об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о правах ребенка и других международных правовых актов. Также здесь заложены историческое наследие и опыт развития узбекской государственности, национальные особенности, обычаи и традиции народов, проживающих на территории нашей страны, и общечеловеческие принципы, согласно которым высшая ценность - человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права.
В результате Основной закон Республики Узбекистан обеспечивает фундаментальные права и свободы граждан, включая свободу слова, право на труд, образование и медицинское обслуживание. Также гарантирует защиту частной собственности и предпринимательской деятельности. Это способствует экономическому росту и привлечению инвестиций.
За последние три десятилетия страна прошла значительный путь в области правовых реформ и демократизации. На протяжении этого периода Конституция оставалась неизменной основой для преобразований, направленных на улучшение жизненных условий граждан и развитие демократических институтов. Но в условиях глобальных изменений и вызовов, перед которыми стоит весь мир, особенно важно постоянно актуализировать существующие нормативно-правовые акты.
Очевидно: процессы, происходящие в мире, равно как и высокая динамика трансформации Узбекистана, требуют пересмотра концепции всесторонней деятельности нашей страны. Первоочередными задачами сегодня становятся консолидация и мобилизация всех внутренних и внешних ресурсов для безусловного достижения национальных целей развития, эффективного продвижения интересов народа республики на международной арене и поступательного повышения конкурентоспособности экономики страны на мировом рынке на основе принципов проактивности, прагматизма, конструктивизма, открытости и гуманизации деятельности.
Именно поэтому в апреле 2023 года прошел всенародный референдум, по результатам которого Основной закон нашей страны принят в новой редакции. Благодаря этому историческому событию внесено 27 статей, что увеличило их количество со 128 до 155, обновлено содержание свыше половины имеющихся норм. Среди основных дополнений - новшества в сфере защиты и обеспечения прав человека. Стоит подчеркнуть: Узбекистан впервые определен как социальное, светское и правовое государство.
При разработке Конституции в новой редакции основным ориентиром выступала цель реформ - обеспечение достойной жизни граждан, межнационального и межконфессионального согласия, благополучия и процветания жителей Узбекистана. Учитывались исторический опыт развития нашей государственности, богатое научное, культурное и духовное наследие великих предков, внесших бесценный вклад в мировую цивилизацию.
Отметим, что сравнительное изучение отечественного опыта и зарубежных стран в сфере осуществления конституционных реформ позволяет выделить общую закономерность: ориентированность на человека, защиту его чести и достоинства, формирование справедливого и открытого гражданского общества.
При этом особая роль конституционного права заключается в закреплении статусов триады - личности, общества и государства, выражении «соотношения современного государства и гражданского общества», а также в определении «сфер прав, полномочий и ответственности» каждого из них.
В законодательстве Узбекистана отмечается изменение ранее действовавшей парадигмы «государство - общество - человек» на новую - «человек - общество - государство».
Произошло конституционное закрепление приоритетов политики Нового Узбекистана, подтвердилась верность идеалам демократии, свободы и равенства, социальной справедливости и солидарности. Также в документе указывается: внешнеполитическая деятельность осуществляется на основе общепризнанных принципов и норм международного права, страна стремится к укреплению и развитию дружественных отношений с мировым сообществом (прежде всего с соседними государствами) на основе сотрудничества, взаимной поддержки, мира и согласия.
Статья 13 гласит: «Демократия в Республике Узбекистан базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права.
Демократические права и свободы защищаются Конституцией и законами».
Так, сегодня нормами Основного закона значительно расширены границы прав и свобод человека, обеспечена полная гарантия его защиты: установление конституционного запрета смертной казни, пыток, насилия и беспощадного отношения к личности; передача права выдачи санкций судам по всем, ограничивающим права и свободы граждан следственным действиям и оперативно-розыскным мероприятиям; закрепление права не свидетельствовать против себя; гарантия защиты личного имущества от безвозмездного сноса и разрушения; получение определенного объема бесплатной медицинской помощи за счет государства.
Конституция продолжает служить опорой для устойчивого развития. Важной задачей остается дальнейшее совершенствование правовой системы, повышение эффективности государственных институтов и продолжение реформ, направленных на улучшение качества жизни.
Впервые в Конституцию Узбекистана включена отдельная глава, регулирующая деятельность институтов гражданского общества (XIII). Так, в статьях 69-70 раскрывается определение данного термина, включающего общественные объединения - профессиональные и творческие союзы, политические партии, общества ученых, женские организации, объединения ветеранов, молодежи и лиц с инвалидностью, массовые движения, а также другие ННО, органы самоуправления граждан, средства массовой информации.
Государство гарантирует защиту и покровительство узбекистанцам как на своей территории, так и за ее пределами. Гражданин не может быть выслан за пределы республика или выдан другому государству. В нашей стране в соответствии с нормами международного права реализуется политика сохранения и развития связей с соотечественниками, проживающими за рубежом (статья 23). Также личности для восстановления своих нарушенных прав и свобод гарантируется право на рассмотрение ее дела компетентным, независимым и беспристрастным судом в установленные законом сроки.
Отражается актуальность нашего Основного закона и в том, что в нем содержатся ответы на многие глобальные вызовы, с которыми сегодня столкнулось человечество.
Так, за последние годы под руководством Президента сформирована новая система государственного управления в области охраны окружающей среды, принят ряд ключевых нормативно-правовых актов, обновлены проекты стратегических и программных документов. В этом контексте принятие Конституции в новой редакции послужило укреплению правовых основ строительства Нового Узбекистана. Помимо регулирующей данное направление статьи 68 (об охране и защите земли, ее недр и природы государством), важным стало и закрепление статьи 49, которая гласит:
«Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии… Государство в соответствии с принципом устойчивого развития реализует меры по улучшению, восстановлению и охране окружающей среды, сохранению экологического равновесия».
* * * * *
Конституция Республики Узбекистан остается важным документом, который формирует основы будущего страны, поддерживает стабильность в обществе, способствует процветанию народа.
В честь 32-й годовщины принятия данного фундаментального нормативно-правового акта в республике уже проводятся научные конференции, выставки и другие культурные мероприятия. Все это не только подчеркивает значимость Основного закона, но и способствует повышению правовой грамотности граждан. А празднование очередной годовщины - не просто дань уважения прошлому, а взгляд в будущее, полное новых возможностей и достижений.
Рустам Абдуллаев,
доцент кафедры ТГЮУ,
доктор философии (PhD) по юридическим наукам