Независимость СМИ – залог создания сильного гражданского общества в Узбекистане
В современном мире мало кто поспорит с тезисом о том, что для устойчивого развития как страны, так и общества, СМИ должны обладать особой ролью. Что это за роль? Это – важная функция связующего моста между обществом и властями. СМИ поднимают проблемные вопросы, заостряя внимание правительства и общества на необходимости поиска путей их решения. Достижение подобного высокого положения СМИ в нашей республике не сиюминутная задача. Это длительный, трудоемкий процесс.
Наше общество как марафонец в забеге на середине этой дистанции. Однако то, что вселяет уверенность в достижение финиша – положительных результатов в построении независимых и сильных СМИ, так это твердое решение властей довести дело до конца, создать современную информационную сферу, конкурентноспособные СМИ, предоставить широкие возможности для свободы слова и плюрализма мнений. Это – приоритетные задачи в строительстве Нового Узбекистана.
Вместе с тем, необходимо отметить, что на данном пути уже достигнуто не мало. То участие, роль и место представителей массмедиа в общественно-политических процессах страны было невозможно представить еще пару-тройку лет назад. С 2017 года средства массой информации Узбекистана переживают период своего бурного становления.
Благодаря чему подобное положение дел в информационной сфере стало возможно? Это результат сложения целого ряда факторов.
Во-первых, планомерная работа властей по совершенствованию законодательной базы, регулирующей деятельность СМИ. В Узбекистане создана прочная правовая база для обеспечения свободы слова и информации. В целях укрепления правовых основ обеспечения свободы слова и эффективной деятельности СМИ в стране приняты более 10 законов.
Безусловно, важнейшим шагом на пути обеспечения свободы слова стала новая Конституция. В ней твердо гарантируются свобода деятельности СМИ, реализация их права на получение, использование и распространение информации.
Следует отдельно отметить, что в Стратегии «Узбекистан-2030» предусмотрено совершенствование системы защиты прав средств массовой информации, усиление ответственности за воспрепятствование их профессиональной деятельности. Запланировано последовательное продолжение политики открытости, гарантированное обеспечение реализации прав граждан на получение, использование и распространение информации.
Во исполнение приоритетных целей Стратегии разработан законопроект об установлении административной ответственности за вмешательство или воспрепятствование законной деятельности средств массовой информации. Ожидается, что закон будет принят в 2025 г.
Во-вторых, реализация законодательных инициатив создала благоприятные условия в деле обеспечения свободы слова и развития средств массовой информации. Узбекистан в этом направлении за последнее время проделал большую работу. Упрощен порядок государственной регистрации СМИ, предоставлены налоговые льготы и послабления и многое другое.
Сегодня государственная регистрация СМИ осуществляется только через центры госуслуг или ЕПИГУ, ее срок сокращен с 15 до 10 дней. Более того, с 1 июля 2022 г. по 1 июля 2025 г. СМИ уплачивают налог на прибыль по налоговой ставке, сниженной на 50%. С мая 2023 г. сокращен на 50% размер госпошлины за проектирование, строительство, использование сетей телерадиовещания и выдачу лицензии на оказание услуг телерадиовещания.
Отдельного внимания заслуживает поддержка, оказываемая государством работникам сферы СМИ. Так, журналистам и работникам редакций, осуществляющим деятельность в СМИ в качестве основного места работы более одного года компенсируется 50% расходов по обучению иностранным языкам. Десятки журналистов за счет государства были отправлены в зарубежные страны для повышения квалификации, участия в престижных медиамероприятиях.
Важную функцию выполняют «Диалоговые площадки», созданные при АИМК и его региональных подразделениях с целью защиты и обеспечения прав представителей СМИ, предоставления им юридической помощи.
В-третьих, системная работа по обеспечению открытости деятельности органов государственной власти и управления. Налажен механизм отчетности руководителей государственных органов перед СМИ и общественностью, проводятся регулярные брифинги, пресс-конференции, разъяснения по различным вопросам, в том числе по резонансным.
Коренным образом реформирована деятельность пресс-служб, повышен статус пресс-секретарей, которые приравнены к заместителю руководителя ведомства. В настоящее время в пресс-службах министерств и ведомств, а также государственных организаций Узбекистана осуществляют деятельность более 1 400 сотрудников. Пресс-секретари являются советниками руководителей по информационной политике, их статус также приравнен к заместителю руководителя.
Также совместно с Минюстом утверждены критерии оценки пресс-секретарей, на основе которых АИМК координирует их деятельность и определяет степень результативности открытости госорганов обществу, а также составляет соответствующий рейтинг эффективности работы пресс-служб.
Принятые меры позволили насытить информационное поле Узбекистана информацией о проводимых реформах и работе госорганов и тем самым способствовали дальнейшему росту открытости в информационном поле. Так, на сегодняшний день более половины новостного информационного потока в сети Интернет формируется посредством деятельности пресс-служб госорганов, а также тематических пресс-туров, встреч, брифингов и пр.
В 2022 г. установлена административная ответственность за нарушение законодательства об открытости деятельности органов государственной власти и управления. Все это создало дополнительные возможности для СМИ. Журналисты направляют запросы в государственные органы, проводят журналистские расследования, поднимаются общественно значимые проблемы, которые затрагивают интересы всего народа.
В-четвертых, планомерный рост эффективности каналов «обратной связи» госорганов с обществом. В частности, АИМК совместно с пресс-секретарями госорганов создан механизм по оперативному реагированию на обращения граждан, а также критические и широко обсуждаемые инфоповоды.
При этом анализ показывает, что количество критических материалов растет. Если в 2020 г. было выявлено около 9,4 тыс. материалов, то в 2023 г. – 21,5 тыс. Необходимо отметить и динамику роста реагирований на критические материалы. Так, если в 2020 г. опубликовано около 7,1 тыс. ответов и экспертных мнений, то в 2023 г. – более 20 тыс.
В этой связи стоит особо подчеркнуть, что подобная тенденция роста количества критических материалов и ответных публикаций отражает устойчивый процесс демократизации и широкой либерализации общественно-политической жизни в Узбекистане и налаживания подлинного диалога государства и общества. Здесь отчетливо прослеживается принципиальное отличие в восприятии и реакции властей на критику в отличие от прошлых лет: а) не применяются репрессивные меры в отношении поднимающих проблемы СМИ и блогеров; б) происходит открытый диалог государства и общества, в том числе, признание просчетов со стороны органов власти и готовность правительства защищать интересы народа; в) не допущение блокировки медиаресурсов и СМИ, сохранение их нормального функционирования.
В-пятых, налажена система подготовки высококвалифицированных журналистских кадров. Специалистов в области журналистики готовят Университет журналистики и массовых коммуникаций, Национальный университет Узбекистана, Госуниверситет мировых языков, Ташкентский государственный университет востоковедения, Каракалпакский государственный университет и Бухарский государственный университет.
В них готовят по более 20 направлениям, таким как печатные СМИ и издательское дело, аудиовизуальная журналистика, интернет-журналистика и менеджмент, теория и практика медиа, военная и спортивная журналистика, цифровые СМИ, международные отношения.
В-шестых, установлено продуктивное сотрудничество с авторитетными международными организациями. Узбекистан развивает тесные контакты с профильными подразделениями ОБСЕ и ЮНЕСКО в целях взаимодействия в сфере дальнейшего укрепления свободы слова и деятельности СМИ, совершенствования национального законодательства в данной сфере. Проведен ряд мероприятий с офисом Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ. При непосредственном содействии специалистов ЮНЕСКО разработан и принят в 2019 г. национальный Кодекс профессиональной этики журналистов.
В настоящее время совместно с ЮНЕСКО и БДИПЧ ОБСЕ организована работа по доработке проекта Информационного кодекса, в сотрудничестве с иностранными специалистами проект документа приводится в соответствие с общепринятыми требованиями свободы слова. Необходимо подчеркнуть, что принятие данного документа позволит систематизировать отечественную законодательную базу, придаст новый импульс развитию СМИ в стране.
Вышеперечисленные системные меры по либерализации информационной среды привели к бурному развитию негосударственных СМИ. На фоне процесса трансформации национального медиарынка наиболее высокие темпы роста показывает частный сектор – телеканалы, электронные СМИ, а также блогинг. По данным Союза журналистов Узбекистана, за последние годы количество СМИ в стране увеличилось с 1 514 до более 2 300, при этом 65% из них – частные. Обращают на себя внимание показатели в сфере электронных медиа, где число Интернет-изданий увеличилось с 395 в 2016 г. до 745 в 2023 г. (рост +88%). Количество активных блогеров показало взрывной рост за аналогичный период – с 50 до более 1,2 тыс. (+2 400%).
Сегодня отечественные электронные СМИ и блогеры стали локомотивом критической дискуссии, произошел расцвет популярности социальных сетей и блогеров в стране.
Благодаря освещению резонансных инфоповодов и проблем, в частности, о недостатках в области строительства, экологии и охраны окружающей среды, безопасности дорожного движения, а также в социальной и экономической сферах блогеры и Интернет-СМИ заработали высокую репутацию и кредит доверия.
В настоящее время Интернет-СМИ способны наиболее эффективно и оперативно удовлетворять информационные потребности граждан, поднимать волнующие людей острые проблемы и согласовывать интересы общества и государства. Все чаще Интернет-СМИ становятся источниками информации, на которые обращают внимание государственные органы: цифровые медиа становятся важным каналом обратной связи и способствуют оперативному решению поднимаемых ими критических вопросов.
В целом, благодаря проделанной государством за последние годы работе современное состояние как национальных средств массовой информации, так и медиасреды в целом, можно охарактеризовать двумя словами – бурное развитие. В стране созданы широкие возможности для свободы слова и плюрализма мнений, способствующие дальнейшему усилению участия, роли и места представителей массмедиа в общественно-политических процессах.
Движение вперед продолжается. В стране принимаются последовательные меры для того, чтобы отечественные СМИ подлинно стали «четвертой ветвью властью». Выбранный путь не легкий, до финиша в этом марафоне еще далеко, и в процессе реформ нужно будет решить немало проблем. Но вселяет уверенность то, что политический курс на достижение этих высоких целей устойчив и решителен.
Марат Аитов,
начальник управления
Агенства информации и массовых коммуникаций
при Администрации Президента Республики Узбекистан