Фуркат Сидиков: Экономическая дипломатия – важный инструмент поддержки продвижения потенциала текстильной отрасли Узбекистана
Спрос на узбекскую текстильную продукцию за рубежом неуклонно растет стремительными темпами, сказал в интервью ИА «Дунё» первый заместитель министра иностранных дел Узбекистана Фуркат Сидиков.
- Сегодня текстильная и швейная промышленность является одной из ведущих и динамично развивающихся отраслей Нового Узбекистана, - сказал первый заместитель главы МИД. - Годовой прирост промышленного производства за последние годы превысил в среднем 20%. В результате практической работы по диверсификации текстильной промышленности и стимулированию экспорта готовой продукции потенциал страны в этой области повышается.
Динамика развития текстильной промышленности получила новый импульс с принятием в 2017 году указа Президента Узбекистана «О мерах по ускоренному развитию текстильной и швейно-трикотажной промышленности». По инициативе главы нашего государства в отрасли полностью внедрена кластерная система. За последние три года хлопково-текстильным кластерам выделено более 23 триллионов сумов льготных ресурсов. Благодаря предпринятым мерам, было введено в эксплуатацию около 350 крупных фабрик. Объем производства по сравнению с 2016 годом увеличился в 5 раз, экспорт - в 4 раза, достигнув почти 3 миллиардов долларов.
Спрос на узбекскую текстильную продукцию за рубежом неуклонно растет стремительными темпами. Об этом свидетельствуют результаты участия текстильщиков Узбекистана в международных отраслевых выставках, по итогам которых заключаются контракты более чем на 100 миллионов долларов США.
Популярность узбекского текстиля напрямую связана с повышением его качества, а также конкурентоспособной стоимостью. Однако немаловажную роль в повышении узнаваемости бренда «Made in Uzbekistan» играет и экономическая дипломатия. О том, какие меры предпринимаются в данном направлении корреспондент ИА «Дунё» побеседовал с первым заместителем министра иностранных дел Узбекистана Фуркатом Сидиковым, который курирует это направление в МИД.
- Фуркат Ахмедович, расскажите, пожалуйста, как на сегодняшний день оценивается потенциал Узбекистана в сфере текстильной промышленности?
- Производство текстиля и одежды традиционно являются важным сектором экономики Узбекистана. Как известно, сегодня в нашей стране реализуются системные меры по дальнейшему структурному реформированию текстильной и швейно-трикотажной отрасли, благодаря чему экспорт в данной сфере демонстрирует позитивную динамику. Предпринимаемые меры направлены, в первую очередь, на обслуживание высоких и стабильных темпов роста производства, экспорта конкурентоспособной продукции, привлечение иностранных инвестиций, создание новых рабочих мест за счет актуализации стратегически важных проектов технического обновления предприятий, а также внедрения либеральной и кластерной модели.
Важным шагом в данном направлении стал запуск комплексной программы либерализации внешней торговли, диверсификации экспорта текстильной продукции Узбекистана, благодаря которой был достигнут значительный прогресс в отходе от сырьевой направленности в экспорте хлопка.
Приведу некоторые цифры. По данным Госкомстата, по итогам января-июля 2022 года экспорт текстильной продукции из Узбекистана достиг почти 2 миллиардов долларов, что составило 17% от общего объема экспортных поставок. На сегодня основными импортерами узбекской текстильной продукции являются Китай, Швейцария, Россия, Великобритания, Турция.
В современных условиях, меняющаяся конъюнктура мировых рынков текстильной продукции в условиях растущей конкуренции требует выработки соответствующих предложений по диверсификации производства, увеличению объёмов инвестиций, приобретению «ноу-хау», трансферу технологий, сертификации продукции в соответствии с мировыми стандартами. В этой связи в Узбекистане предприняты все меры по повышению конкурентоспособности отечественной текстильной продукции и увеличению объемов выпуска экспортоориентированной продукции. Это и меры по развития отрасли, переход на кластерную систему производства готовой продукции, благоприятная деловая среда, а также всесторонняя поддержка экспортеров.
- Расскажите, пожалуйста, о потенциале продвижения узбекского текстиля на мировом рынке? Какие конкретные меры осуществляются в данном направлении, и что планируется предпринять Министерством иностранных дел и дипломатическими миссиями Узбекистана за рубежом для дальнейшего повышения экспортного потенциала данной отрасли?
- В данном процессе необходимо отметить важную роль экономической дипломатии. С этой целью в настоящее время дипломатическими миссиями Узбекистана за рубежом ведется системная работа по анализу номенклатуры импорта каждой страны для нахождения факторов - точек роста для дальнейшей переориентации импортных потребностей на узбекские товары. Определены регулярные выставочно-ярмарочные мероприятия в зарубежных странах, в которых участвуют узбекские производители, оказывается содействие в заключении экспортно/импортных контрактов.
Кроме того, проводятся регулярные встречи и переговоры с потенциальными иностранными компаниями для их ознакомления с экспортными возможностями нашей страны, перспективами инвестиционного и технологического сотрудничества, обсуждения вопросов создания в Узбекистане совместных или индивидуальных предприятий.
Также загранпредставительства нашей страны работают над подготовкой визитов делегаций иностранных компаний в Узбекистан, их участие в различных экономических мероприятиях, отраслевых выставках и ярмарках, деловых и инвестиционных форумах.
Налажен и эффективно функционирует формат «посольство-хокимият-экспортер», «посольство-отрасль», «посольство-министерства/ведомства» и «посольство-предприниматели».
В ходе встреч и переговоров наших дипломатов с зарубежными партнерами иностранные предприниматели высоко оценивают эффективные результаты структурных преобразований, проводимых в Узбекистане на этом направлении, а также рассматривают нашу республику в качестве развитого текстильного хаба в Центральной Азии.
По инициативе узбекских дипломатов, причастных министерств, ведомств и отраслей, или при их консолидированном участии, за рубежом организуются различные совместные выставки, специализированные показы («Fashion show») узбекской текстильной продукции, особенно тканей икат и адрас.
На сегодняшний день установлены прямые контакты с ведущими мировыми текстильными брендами и модными домами, в рамках которых осуществляется комплексная работа по продвижению экономических интересов нашей страны.
- Не могли бы Вы привести некоторые конкретные примеры?
- С практической точки зрения, для реализации поставленных руководством страны задач дипмиссии Узбекистана в зарубежных странах по согласованию с Министерством иностранных дел, Министерством инвестиций и внешней торговли используют новые, нестандартные для экономической дипломатии методы продвижения экспорта текстильной продукции. Возьмем в качестве примера проделанные за последние годы работы на пакистанском и польском направлениях.
Как известно, Исламская Республика Пакистан уже более 50 лет является крупным производителем текстильной продукции не только в Южной Азии, но и в мире в целом. Известными брендами, выпускающими свои одежды в ИРП, являются Adidas, Nike, Kappa, Gap, Interloop, Denim, Jack & Jones, Geox, Ralph Lauren, Zara, Cambridge и другие. В целом, на отрасль приходится около 65% пакистанского экспорта. С учетом этого основная работа наших дипломатов в Пакистане началась с проведения исследований производственных мощностей, сырьевой базы, преимуществ и недостатков. Они осуществлялись путем посещения текстильных хабов - Файсалабад, Лахор, Карачи и других, ознакомления с деятельностью различных компаний для проведения соответствующих анализов.
В результате сформировалась необходимая информация и были установлены доверительные контакты с владельцами ведущих текстильных компаний и ассоциаций этой страны. От них были получены и глубоко проанализированы статистические и другие данные, имеющие практическое значение.
Далее были налажены прямые рабочие контакты с отечественными производителями текстильной продукции, отраслями и хокимиятами областей, а также организованы адресные визиты потенциальных импортеров в узбекские фабрики и заводы.
В результате, с участием пакистанских трейдеров, был запущен экспорт в Пакистан отечественной хлопчатобумажной пряжи, полотна и других товаров. Если мы посмотрим на динамику роста объема поставок из Узбекистана в Пакистан текстильных товаров, то увидим, что в 2018 году данный показатель составил 5,5 миллиона долларов, в 2019-м – 10,4 миллиона, в 2020-м – 15 миллионов, а в 2021-м – уже 59 миллионов долларов
Аналогичным образом проводится активная работа по продвижению экспорта узбекских текстильных товаров в европейские страны. Следует особо отметить эффективное сотрудничество посольства Узбекистана в Польше с Ассоциацией «Узтекстильпром» и ведущими текстильными предприятиями нашей страны для увеличения объемов экспорта товаров.
Среди стран ЕС Польша является крупным импортером узбекской текстильной продукции. Экспорт этих товаров из Узбекистана в Польшу по итогам 2021 года составил 67,5 миллиона долларов, что составляет 48% от всего узбекского экспорта текстиля в страны Евросоюза. Ожидается, что до конца 2022 года эта цифра достигнет 75 миллионов долларов.
С этой целью, совместно с Ассоциацией «Узтекстильпром» были впервые учреждены торговые дома текстильных фабрик «HAJ TEX» (Бухарская область) и «ZELAL TEKSTIL» (Ташкент) в польском городе Лодзь.
Необходимо отметить, что в 2021 году Узбекистан присоединился к системе преференций «GSP+» Евросоюза. Теперь на европейский рынок можно беспошлинно экспортировать более 6,2 тысячи видов продукции. Однако на Европу приходятся лишь 6 процентов экспорта узбекских текстильных товаров.
В этой связи диппредставительствам Узбекистана в странах ЕС при поддержке отраслей еще предстоит проделать масштабную работу по эффективной реализации экономической дипломатии для достижения целей использования преференций системы «GSP+».
Президентом Узбекистан в ходе видеоселекторного совещания по вопросам развития промышленности, состоявшегося 7 ноября этого года, отмечена необходимость придать новую динамику развитию текстильной отрасли. С этой целью в 2023 году будет принята программа по экспорту отраслевой продукции более чем на 5 миллиардов долларов.
Поэтому перед нами стоит важнейшая задача по реализации комплексных мер в области экономической дипломатии с беспрецедентно активным участием дипломатических представительств Узбекистана за рубежом.
В данном контексте мы планируем усилить аналитическую деятельность по сбору информации об экономической ситуации в целевой стране, степени открытости ее рынка, структуре импорта/экспорта текстильных товаров и другие. Такой анализ позволит выстроить целевую стратегию в отношении данного государства. Будут проводиться регулярные консультации с ведущими зарубежными экспертами отрасли, аналитическими центрами и основными игроками рынка для определения новых направлений сотрудничества в текстильной сфере, тщательного отслеживания конъюнктуры рынка и своевременного реагирования. Необходимо также активизировать работу по созданию благоприятных условий для присутствия на рынке, то есть организацию выставок текстильных товаров, проведение «круглых столов», бизнес-форумов, экономических презентаций, визитов, переговоров и других мероприятий.
В целом, конечно же, важно увеличить инвестиции в развитие человеческого капитала - развитие науки, трансфер технологий, укрепление связей между образованием, наукой и производством, подготовка высококвалифицированных специалистов, работать над интеграцией узбекских компаний в глобальные и региональные цепочки создания добавленной стоимости через развитие производственной кооперации, диверсификацией транспортно-логистических цепочек для обеспечения бесперебойных поставок готовой продукции.
- Большое спасибо, Фуркат Ахмедович, за ваши исчерпывающие ответы. Желаем дипломатам успешной реализации поставленных задач в реализации экономической дипломатии.
- Благодарю.