РЕАЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ ЗА ПРАВЯЩУЮ ПАРТИЮ В ПАРЛАМЕНТЕ
Политические партии являются наиболее классическими институтами демократии, а демократический принцип политического плюрализма содействует существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти.
Важнейшим механизмом, который позволяет партиям функционировать в демократической системе, является конкурентная борьба в публичной политической сфере за право представлять интересы общества и быть носителем политической власти.
Межпартийная конкуренция интегрирует в себе множество показателей, отражающих положение дел в обществе: она непосредственно связана с механизмами избирательного процесса, с формами политической мобилизации, со способами социального контроля над действиями властей. Иными словами, характер межпартийной конкуренции становится наиболее точным индикатором степени демократичности политических процессов. Межпартийная конкуренция проявляется в форме электорального соперничества, разработке и преподнесении избирателю партийных программ, в стиле и методах партийной агитации, в коалиционных стратегиях и т. д.
В Республике Узбекистан особенно за последние годы по инициативе Президента Республики Узбекистан Шавката Миромоновича Мирзиёева реализуются поистине широкомасштабные и коренные реформы в области модернизации политической системы, укрепления роли политических партий в дальнейшей демократизации государственного управления и формировании основ сильного гражданского общества.
Так, в Стратегии развития Нового Узбекистана в 2022-2026 годах усиление роли палат Олий Мажлиса и политических партий в последовательном продолжении реформ в стране определено в качестве 7 приоритетной цели в области построения гуманного государства путем возвышения чести и достоинства человека и дальнейшего развития свободного гражданского общества. Достижение этой цели предусмотрено, в том числе, и путём дальнейшего усиления роли палат Олий Мажлиса и политических партий при разработке действенных мер по всестороннему изучению состояния и решению имеющихся проблем во всех сферах, расширения участия парламента в обеспечении безусловного и полноценного исполнения на практике принятых законов.
При этом, руководством страны уделяется особое внимание усилению роли политических партий в деятельности представительных органов власти, в особенности нижней палаты парламента страны – Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, в которой представлены фракции всех пяти действующих политических партий – центристская партия «Движение предпринимателей и деловых людей – Либерально-демократическая партия Узбекистана» (сокращенно УзЛиДеП), правая Демократическая партия Узбекистана «Миллий тикланиш» (ДПМТ), левые партии: Народно-демократическая партия Узбекистана (НДПУ) и Социал-демократическая партия «Адолат» (СДПА), а также Экологическая партия Узбекистана (ЭПУ).
По итогам парламентских выборов 2004/2005 годов УзЛиДеП является правящей партией в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан, сохраняя этот статус на последующих парламентских выборах 2009/2010, 2014/2015 и 2019/2020 годов.
В настоящее время баланс сил в нижней палате парламента выглядит следующим образом: из 150 депутатов 53 являются представителями УзЛиДеП, 36 – ДПМТ, 24- СДПА, 22-НДПУ, 15 – ЭПУ.
В 2005-2019 годах УзЛиДеП и ДПМТ сформировали «Блок демократических сил», а НДПУ и СДПА считаются парламентской оппозицией.
За последние семь лет в Законодательной палате отмечается значительная активизация межфракционной конкуренции, которая отразилась во всех традиционных направлениях парламентской деятельности.
Так, особое соперничество наблюдается в реализации права законодательной инициативы. За прошедший 2021 год члены фракции УзЛиДеП инициировали принятие 4 законов, члены фракции ДПМТ – 3, СДПА -2 и НДПУ – 1.
Впервые внедрена практика межфракционных дебатов при обсуждении законопроектов. Строго соблюдается принцип невключения в повестку дня заседаний Законодательной палаты законопроектов, не прошедших обсуждение во фракциях политических партий.
В результате продвижения фракциями интересов электората в парламентских дебатах Законодательная палата в 2021 году отклонила 6 законопроектов, в том числе вернула на доработку субъектам права законодательной инициативы 1 законопроект и 1 проект постановления Законодательной палаты об изменении границ территории административно-территориальной единицы. Более того, после межфракционных дебатов 2 законопроекта были отозваны самими разработчиками.
Особо горячие споры во фракциях политических партий вызвали законопроекты, предусматривающие внесение изменений и дополнений в связи с дальнейшим совершенствованием порядка противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, системы защиты прав лиц, подвергшихся наркологическим заболеваниям, а также проект закона «О социальном предпринимательстве». В ходе обсуждения этих законопроектов члены фракций особо отмечали то, что их содержание не отвечает интересам электоральной части населения республики, не в полной мере обеспечивают надежную защиту прав и свобод всех граждан.
В результате по всем этим законам Законодательной палатой и Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан были созданы согласительные комиссии, в работе которых члены фракций предприняли все необходимые меры для полного удовлетворения интересов электората своих политических партий.
Активная межфракционная борьба ведется и в области подотчетности правительства – Кабинета Министров Республики Узбекистан и других органов исполнительной власти перед парламентом.
В результате за прошедший 2021 год Законодательная палата резко увеличило количество мероприятий парламентского контроля, многие из которых были инициированы фракциями политических партий. В частности, по инициативе фракций было проведено 23 парламентских слушаний, в том числе по инициативе НДПУ были заслушаны информации министра инновационного развития Узбекистана и руководителя Службы санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья о проводимой ими работе по охране здоровья населения в период пандемии коронавируса.
Всего же члены фракций политических партий в Законодательной палате приняли активное участие в 88 заслушиваний информаций руководителей органов государственной власти и управления, 47 изучениях исполнения законов на местах и 35 мониторинговых мероприятиях по изучению полного и точного выполнения органами исполнительной власти решений Законодательной палаты и ее комитетов.
По инициативе фракций было направлено 12 парламентских запроса (6-УзЛиДеП, по 2- СДПА, НДПУ и ЭПУ) должностным лицам, в которых предлагалось незамедлительно решить вопросы, поднимаемые электоратом политических партий, конкретными избирателями, а также отраженные в предвыборных платформах партий.
Активизации здоровому межфракционному соперничеству способствовала и внедренная практика предварительного обсуждения кандидатов в члены Кабинета Министров на заседаниях фракций. На этих заседаниях члены фракции получили возможность напрямую ставить перед будущим членом правительства вопросы, жизненно важные для электората политических партий и являющиеся приоритетами в уставных документах политических партий.
Особое соперничество отмечается в вопросе внесения депутатских запросов членами фракций политических партий в Законодательной палате. За рассматриваемый период наметилось явное лидерство в этом вопросе членов фракции УзЛиДеП, которые инициировали более половины от общего количества депутатских запросов (250 из 462 депутатских запросов или 54,1%).
Таким образом, можно констатировать, что в парламенте Узбекистана постепенно формируется цивилизованная культура межфракционной борьбы, основной целью которой является полное и всестороннее обеспечение интересов электората политических партий, реализация на практики заявленных партиями предвыборных обещаний, отражение во внутренней и внешней политики их уставных целей и задач, а в конечном итоге – повышение роли политических партий в дальнейшей демократизации страны, модернизация экономики и либерализация всех других областей общественно-политической жизни страны.
Алимжон Акилов,
начальник отдела Института проблем
законодательства и парламентских исследований
при Олий Мажлисе Республики Узбекистан,
доктор юридических наук, профессор