Борьба с коррупцией – приоритетное направление государственной антикоррупционной политики Нового Узбекистана
Конвенции ООН против коррупции (UNCAC) обязывает стран-участниц проводить «эффективную, скоординированную антикоррупционную политику», которая определяет цели и комплекс приоритетных задач по противодействию коррупции. Международные и региональные организации по противодействию коррупции также стимулируют страны разрабатывать национальные планы и стратегии по противодействию коррупции.
Грамотно разработанные антикоррупционные стратегии и программы, специализированные органы по противодействию коррупции во многом повышают качество оценки, координации и мониторинга, ответственность за их реализацию.
С 2017 года в Узбекистане начались стремительные антикоррупционные реформы. Узбекистан пошел по пути принятия ежегодных Государственных программ по противодействию коррупции, определяющих приоритетные направления государственной политики в сфере противодействия коррупции на среднесрочную перспективу.
Учитывая комплексность и сложность реализации мер по противодействию коррупции, антикоррупционная деятельность была интегрирована в более широкую политику и масштабные административные, судебно-правовые реформы, реформы в социально-экономической сфере, большинство из которых содержат важные элементы направленные на повышение прозрачности, добросовестности и подотчетности, повышение институционального потенциала реформ правовой культуры и правосознания. Таким образом, политика противодействия коррупции Узбекистана была включена в более широкий план национального развития.
В целях организации системной работы по осуществлению «Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» решением правительства мера по снижению масштабов коррупции, экстремизма и взяточничества во всех их проявлениях закреплена в качестве национальной задачи в рамках реализации ЦУР-16.
Для достижения 16-й цели Целей устойчивого развития ООН реализуются системные реформы, обеспечивающие открытость и прозрачность деятельности государственных органов, а также эффективность антикоррупционных мер.
Эта интеграция в национальные и международные планы развития оказалась эффективным способом поощрения межведомственного и международного сотрудничества в продвижении устойчивого развития.
В Стратегии «Узбекистан – 2030» поставлены задачи повышения эффективности системы предотвращения коррупционных факторов, ускорения работ по формированию в обществе непримиримого отношения к коррупции. Ежегодные государственные программы по противодействию коррупции определяют приоритетные направления и сферы для принятия локальных и внутриведомственных мер.
В результате реализации целенаправленной антикоррупционной политики, Узбекистан поднялся в Индексе верховенства права на 16 позиций, в Индексе восприятия коррупции — на 32 позиции, в Индексе развития электронного правительства — на 18 позиции, в Индексе экономической свободы — на 31 позицию, в Индексе эффективности логистики и Глобальном инновационном индексе — на 11 позиции.
Ежегодные национальные исследования восприятия коррупции, демонстрируют устойчивый рост доли населения нетерпимого к коррупции, так, в 2023 году наблюдается увеличение на 20 процентов доли представителей населения, нетерпимого к коррупции и осознающих ее пагубные последствия по сравнению с 2022 годом.
Законом РУ «О противодействии коррупции» определены законодательные основы, принципы, направления антикоррупционной политики страны, институциональная система ее реализации. Он является основополагающим нормативным актом, формирующим на системной основе правовую базу для всех антикоррупционных мер и программ.
В разработке проектов Государственных программ принимают активное участие представители всех министерств и ведомств, а также институтов гражданского общества, академических кругов, бизнес сообщества.
Традиционно проект государственной программы выносится на общественное обсуждение на сайте Агентства по противодействию коррупции, налажена практика профессионального обсуждения проектов с участием научно-исследовательских учреждений.
Различные меры и способы по обеспечению широкого участия абсолютно всех заинтересованных сторон в разработке проектов антикоррупционных стратегий и программ направлены на обеспечение прозрачности данного процесса, а также достижение баланса между спросом и ожиданиями общественности, необходимыми мерами реагирования, возможностями и обязательствами государства.
Разработке политики, основанной на фактических данных, способствует то, что источниками доказательств служат данные, предоставляемые государственными органами, результаты исследований и оценки третьих заинтересованных лиц (бизнес и академическое сообщество), международных организаций, таких как УНП ООН, ОЭСР, Всемирный банк, ГРЕКО, ФАТФ, рекомендации СПД, опросы проводимые институтами гражданского общества, Общенациональным движением «Юксалиш», Центром изучения общественного мнения.
В единой информационной системе "Статистика", собраны статистические данные о коррупционных преступлениях, совершенных сотрудниками государственных органов и организаций. Доступность и качество статистических данных о коррупции является важным условием для разработки и реализации действенной государственной антикоррупционной политики. Это позволяет повышать эффективность противодействия коррупции и корректировать стратегию противодействия коррупции по наиболее проблемным направлениям.
Для координации деятельности органов и организаций, осуществляющих и участвующих в деятельности по противодействию коррупции, создан Национальный совет по противодействию коррупции Республики Узбекистан.
Ответственность за формирование и реализацию государственной политики в области предупреждения и противодействия коррупции в Узбекистане возложена на Агентство по противодействию коррупции, создание которого ознаменовало переход от карательного к превентивному подходу в антикоррупционной политике страны.
Региональные советы, созданные на базе Национального совета, успешно реализовали несколько региональных проектов по подготовке специальных обзоров о реализации антикоррупционных программ местными органами государственной власти. В целях регулярной оценки деятельности областных советов были утверждены методика рейтинговой оценки и критерии областных советов и города Ташкента по борьбе с коррупцией. Внедрен механизм поощрения лиц, сообщивших о коррупционных нарушениях или иным образом способствовавших борьбе с коррупцией.
В целях усиления парламентского контроля в обоих палатах Парламента образованы комитеты по противодействию коррупции и судебно-правовым вопросам. В представительных органах регионов созданы комиссии по противодействию коррупции.
С момента принятия антикоррупционного закона последовательно осуществляются реформы по организации государственного управления, ориентированного на служение народу, и совершенствованию общественного управления.
В частности, усовершенствованы лицензионные, разрешительные и регистрационные процедуры. Внедряется система «Сервисное государство» для населения путем расширения масштаба цифровизации государственных услуг, устранение бюрократических процедур в отношениях между гражданином и государством. К 2030 году долю электронных государственных услуг планируется довести до 100 процентов.
Осуществляется переход на новый этап от системы «Электронное правительство» — к системе «Цифровое правительство».
Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022 – 2026 годы придала особое значение обеспечению разработке законодательства по принципу «законодательство без коррупции».
Запущена совершенно новая система государственных закупок. Принята новая редакция Закона Республики Узбекистан «О государственных закупках», а с 2022 года все процедуры государственных закупок осуществляются только в электронной форме.
С целью цифровизации процесса оценки реализации антикоррупционных программ, с 2022 года в Узбекистане запущена Электронная система оценки коррупционных рисков, интегрированная с информационными системами и базами данных соответствующих министерств и ведомств, через межведомственную сеть передачи данных Электронного правительства.
Во всех государственных органах и организациях внедряются системы внутреннего антикоррупционного контроля, налажена деятельность структур внутреннего контроля по борьбе с коррупцией в 114 государственных органах и организациях, включая банки.
Также в целях цифровизации деятельности структур внутреннего контроля и снижения финансовых рисков впервые в республике запущена электронная платформа «E-Anticor.uz».
Ежегодно на платформе index.anticorruption.uz. Агентством по противодействию коррупции объявляются результаты «Индекса открытости» государственных органов и организаций. «Индекс открытости» оценивается на основе эффективности и результативности работы, проводимой в указанной сфере.
Для обеспечения объективности, прозрачности и обоснованности в процессе принятия государственных решений применяется спектр правовых и институциональных мер по обеспечению надлежащей правовой административной процедуры, включая меры по урегулированию конфликта интерсов.
В этой связи, Президентом Республики Узбекистан подписан соответствующий закон «О конфликте интересов», направленный на регулирование отношений, связанных с конфликтом интересов.
Согласно решению правительства, в 2019 году в стране началась реализация проекта “Поле без коррупции” в сферах капитального строительства и высшего образования. Таким образом, антикоррупционная политика направлена на области и сектора с высоким риском коррупции, которые определяются посредством исследований. Положительный опыт осуществления антикоррупционных секторальных программ простимулировал его распространение на сферы здравоохранения, госзакупок, банковской сферы.
Измерение и мониторинг коррупции неотъемлемая часть любой стратегии борьбы с коррупцией. На постоянной основе Агентство по противодействию коррупции осуществляет контроль за своевременной и качественной реализацией мер, предусмотренных государственной программой, и по итогам каждого квартала вносит информацию в Национальный совет по противодействию коррупции, который проводит ежеквартальное критическое обсуждение реализации мер, предусмотренных государственной программой.
Отчет Агентства об оценке реализации государственной программы публикуется в сети интернет, который отражает письменные комментарии всех неправительственных заинтересованных сторон.
Ежегодно отчеты о реализации секторальных и отраслевых программ также заслушиваются на заседаниях Национального совета по противодействию коррупции с участием членов Национального и территориальных советов по противодействию коррупции, руководителей министерств и ведомств, ННО и работников средств массовой информации. По итогам обсуждения принимаются соответствующие решения Национального совета и утверждаются новые «дорожные карты» по реализации проекта «сфера без коррупции».
Регулярная оценка реализации внутриведомственных и отраслевых программ противодействия коррупции проводится на основе национальной системы рейтинговой оценки эффективности работ по противодействию коррупции. Рейтинговая оценка реализуется через электронную платформу «E-Anticor.uz».
По мнению экспертов СПД, в Узбекистане повысилось качество стратегического планирования, эффективно осуществляется работа по разработке и имплементации государственных антикоррупционных программ на основе требований положений UNCAC. Стратегические политические и правовые рамки становятся действенными инструментами в продвижении антикоррупционных реформ.
Одним из основных направлений государственной антикоррупционной политики РУ является повышение правового сознания и правовой культуры населения, формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции.
В соответствии с решением правительства в 2024 году приняты меры по внедрению системы непрерывного повышения знаний населения и государственных служащих в сфере противодействия коррупции.
Правительством поддержана инициатива Правоохранительной академии Республики Узбекистан о внедрении электронной платформы «Виртуальная академия по противодействию коррупции» непосредственно направленной на непрерывное повышение знаний граждан и государственных служащих в сфере противодействия коррупции.
Задача заключается в предоставлении равного и широкого доступа населения к качественному антикоррупционному образованию, непрерывному обучению специалистов и практиков из различных секторов и уровней государственной службы, актуальным исследованиям, а также создании платформы для диалога и поддержки экспертных сетей практиков и исследователей.
Антикоррупционные исследования играют центральную роль в разработке и реализации эффективной антикоррупционной политики, обеспечивая основанную на фактах базу для принятия обоснованных решений, улучшения стратегий и методов противодействия коррупции.
На базе Виртуальной академии аккумулируется электронная база данных о достижениях в области противодействия коррупции, об отечественном и зарубежном опыте, научных, методических и практических разработках, решениях и научно-исследовательских работ. Запуск электронной платформы Виртуальной академии и её мобильного приложения будет осуществлен 1 января 2025 года.
Таким образом, антикоррупционное образование и исследования не только поддержат и дополнят другие превентивные меры по противодействию коррупции в стране, но и станут основой для разработки и реализации эффективной антикоррупционной политики, обеспечение нулевой терпимости к коррупции. Они обеспечивают информированность, компетентность и аналитическую базу для принятия эффективных мер по предотвращению и борьбе с коррупцией в различных секторах государственной службы.
ХудойбердиТурсунбеков,
Начальник научно-образовательного центра
противодействия коррупции
Правоохранительной Академии РУ