Узбекистан выступает за сотрудничество стран Центральной Азии в области обеспечения водной безопасности
В последние годы вопросы обеспечения водной безопасности становятся актуальной задачей для Центральноазиатского региона. При этом важным направлением внешней политики Республики Узбекистан является развитие сотрудничества со странами Центральной Азии. В частности, в стратегии «Узбекистан – 2030» вывод практического сотрудничества в Центральноазиатском регионе на качественно новый уровень, включая усиление тесного взаимодействия со странами региона в различных областях, особенно экологии и охраны природы, рационального использования водных ресурсов (цель 91) и поиск поэтапного решения проблем, связанных с водой в нашей стране, (цели 62-73) перечислены в качестве приоритетных.
Большинство водных ресурсов Центральной Азии формируется в результате таяния снегов и ледников в горах Тянь-Шаня, Гиндукуша и Памира и сливаются в общие водные источники, главным образом в Сырдарью и Амударью. В этом контексте следует отметить, что занятость большей части населения Центральной Азии сельскохозяйственной деятельностью, удовлетворение значительной части энергетического потребления региона за счет гидроэнергетических ресурсов, а также ежегодный рост демографических показателей приводят к увеличению потребности в воде.
С первых дней независимости республики Центральной Азии начали изучать ситуацию в сфере трансграничных водных ресурсов и создавать взаимовыгодные механизмы сотрудничества в этом направлении. Так, 12 октября 1991 года по инициативе Узбекистана был предпринят первый важный политический шаг – Ташкентский протокол руководителей национальных водохозяйственных органов республик Центральной Азии, что стало отправной точкой переговорного процесса между странами региона в области использования трансграничных водных ресурсов. В результате которого 18 февраля 1992 года в г. Алматы были подписаны межправительственные соглашения «О сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных источников» и «О создании межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии».
В этом контексте следует отметить, что Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия, включающий в себя секретариат, две бассейновые организации рек Сырдарья и Амударья, а также научно-информационный центр, занимается разработкой региональной водной политики, комплексным и рациональным использованием региональных водных ресурсов, долгосрочной программы водоснабжения и годовых норм водопользования каждой республикой региона.
Кроме того, в марте 1993 года при сотрудничестве лидеров региона был создан Международный фонд спасения Арала с целью положить конец экологическому кризису и улучшить социально-экономическую ситуацию, связанную с водой бассейна Аральского моря. На его первом заседании, состоявшемся 13 июля 1993 года в Ташкенте, была разработана «Концепция решения проблем Аральского моря». Уникальность фонда заключается в том, что он является механизмом совместного решения текущих вопросов, связанных с водопользованием в регионе.
В настоящее время повышается роль нашей страны в усилении сотрудничества стран региона и объединения общих усилий по обеспечению водной безопасности. Избрание в 2016 году Ш.М. Мирзиёева Президентом Республики Узбекистан стало поворотным моментом в водных отношениях в Центральной Азии. Официально Ташкент начал развивать отношения с соседними странами в двустороннем и многостороннем форматах для решения водных проблем, продвигать региональные подходы и инициативы по обеспечению водной безопасности. В связи с этим Республика Узбекистан последовательно поддерживает рассмотрение и решение всех вопросов, связанных с использованием трансграничных водных ресурсов Центральной Азии и водной безопасностью, с учетом общепризнанных норм международного права и взаимного уважения интересов стран региона.
Говоря о двустороннем сотрудничестве Республики Узбекистан со странами региона, прежде всего, необходимо остановиться на водных отношениях со странами, расположенными в верховьях трансграничных рек – Таджикистаном и Кыргызстаном. В частности, правительство Узбекистана поддержало строительство Рогунской ГЭС в Таджикистане при условии учета национальных интересов нашей республики. В 2018 году стороны также достигли общего согласия по вопросу Фархадской ГЭС, что стало историческим переломным моментом в межгосударственных отношениях. Между двумя странами достигнуто соглашение о совместном использовании водных и энергетических ресурсов в бассейне реки Зарафшан (источник орошения 560 тысяч гектаров плодородных орошаемых земель в Самаркандской, Навоийской и частично Бухарской и Джизакской областях). Стороны договорились совместно построить на этой реке две гидроэлектростанции общей мощностью 320 МВт. Вместе с тем, в августе 2024 года на заседании совместной рабочей группы по комплексному использованию водных ресурсов Узбекистана и Таджикистана была рассмотрена реализация новых совместных трансграничных проектов в сфере водного хозяйства между двумя странами, в том числе совместное использование ресурсов Сарезского озера для обеспечения чистой питьевой водой других стран региона.
Одновременно узбекская сторона подписала ряд соглашений по водным отношениям и с Кыргызстаном. Ярким примером этого является достижение взаимовыгодного соглашения в 2019 году по Каркидонскому водохранилищу и подписание соглашения в 2022 году о совместном управлении водными ресурсами Андижанского (Кампир-Абадского) водохранилища. Кроме того, официальный Ташкент заявил о готовности участвовать в строительстве гидрообъектов в Кыргызстане. В результате в 2024 году министерствами энергетики Узбекистана, Кыргызстана и Казахстана было подписано трехстороннее соглашение о подготовке реализации проекта по строительству и эксплуатации Камбаротинской ГЭС-1, а также создан Координационный донорский комитет по ее строительству, в число членов которого вошли Всемирный Банк, Фонд ОПЕК, АБИИ, АБР, ИБР, ЕБРР и другие.
Республика Узбекистан, подчеркивая необходимость активизации не только двусторонних, но и многосторонних отношений по обеспечению водной безопасности в Центральной Азии, выдвигает ряд предложений и инициатив на встречах в рамках региона. В частности, по инициативе официального правительства Узбекистана 6 августа 2021 года в городе Туркменбаши проведено совещание высокого уровня в сфере обеспечения водной безопасности региона в целях смягчения водных проблем в Центральной Азии. По итогам этой встречи пять республик Центральной Азии подписали совместное заявление, в котором подчеркнули важность водно-энергетических вопросов, существующих и строящихся гидроэнергетических объектов с учетом интересов стран региона. Такой подход свидетельствует о том, что в регионе возникли общие интересы в сфере использования трансграничных вод.
В целом, итоги встречи в Туркменбаши стали успешным примером практического сотрудничества стран-соседей в нынешней сложной ситуации. Так, в начале зимнего сезона Узбекистан и Казахстан договорились поставлять Кыргызстану необходимое количество электроэнергии в вегетационный период в обмен на подачу воды с Тохтагульской ГЭС. Также, дополнительные потоки энергии из Туркменистана в Кыргызстан были направлены транзитом через территорию нашей республики.
Следует отметить, что основной целью встречи высокого уровня глав государств Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана, состоявшейся в Ашхабаде 4 августа 2023 года, было согласование вопроса обеспечения водной безопасности в Центральной Азии. В частности, в рамках данной встречи Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёев предложил активизировать взаимное сотрудничество в сферах внедрения передовых водосберегающих технологий, модернизации ирригационных систем, цифровизации процессов управления водными ресурсами, совместного развития инфраструктуры сбора и хранения селевых и паводковых вод. Глава нашего государства в своем выступлении заявил, что страны Центральной Азии должны использовать не только весь потенциал Международного фонда спасения Арала, но и налаживать сотрудничество по линии партнерских организаций и структур, таких как Всемирный банк и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций.
В августе текущего года в г. Астана на очередной консультативной встрече глав государств Центральной Азии Ш.М. Мирзиёев предложил разработать и принять «Региональную стратегию рационального использования водных ресурсов трансграничных рек». Здесь следует отметить, что принятие данного документа создает основу для эффективного использования существующих трансграничных вод в Центральной Азии, формирования и развития регионального подхода в этом отношении и в целом разработки и реализации единой политики стран региона по обеспечению водной безопасности.
Необходимо подчеркнуть, что, говоря об обеспечении водной безопасности в Центральной Азии, особое внимание следует уделить строительству канала «Куштепа». Полноценная эксплуатация данного канала и односторонняя водная политика афганской стороны могут усугубить сложившуюся ситуацию в регионе, а также в корне изменить порядок и баланс водопользования. В этой связи глава нашего государства в своем выступлении на заседании Совета глав государств-учредителей Международного фонда спасения Арала 15 сентября 2023 года заявил о необходимости формирования совместной рабочей группы по изучению всех аспектов строительства канала «Куштепа» и его влияния на водный режим Амударьи с привлечением исследовательских институтов наших стран, а также рассмотрения вопроса вовлечения представителей Афганистана в региональный диалог по совместному использованию водных ресурсов.
В заключение следует отметить, что наблюдаемые проблемы, связанные с водой в Центральной Азии, требуют реализации скоординированных и последовательных мер. Для эффективного обеспечения водной безопасности в регионе считается необходимым проводить государственную политику не только на национальном, но и на региональном уровне, а также развивать взаимовыгодные отношения сотрудничества. Осознавая эту реальность, развитие двусторонних и многосторонних водных отношений Республики Узбекистан со странами региона может стать важным фактором в обеспечении водной безопасности в Центральной Азии в ближайшей перспективе.
А.Г.Гуламов,
доцент, д.ф.п.н. (PhD)