Узбекистан делает ставку на промышленное развитие
Узбекистан, несмотря на усиление глобальных рисков нестабильности, демонстрирует достаточно устойчивую динамику экономического роста. Среднегодовые темпы роста составляли от 5,4% в 2018г. до 6,0% в 2023г., а в целом за этот период объем ВВП увеличился – в 1,3 раза. Одним из ключевых факторов экономического роста стала успешная реализация политики, нацеленной на последовательное наращивание промышленного потенциала.
В процессе проведения модернизации, технического и технологического перевооружения производственных мощностей, политика государства была нацелена на ускорение диверсификации промышленных производств, обеспечение опережающего развития высокотехнологичных обрабатывающих отраслей.
Одним из направлений структурной трансформации промышленного сектора в период новой фазы реформ, обозначенных в стратегических направлениях развития на период до 2026г., стало стимулирование выпуска продукции с более высокой добавленной стоимостью для достижения целевой задачи по увеличению доли промышленности в структуре ВВП.
Эти задачи потребовали принятия дополнительных мер по привлечению инвестиций, задействованию потенциала локализации производств, внедрению современных кластерных форм организации производств, последовательной либерализации базовых отраслей промышленности.
В результате принятых мер, промышленное производство увеличилось почти в 1,5 раза по отношению к уровню 2017г. с достижением положительных темпов роста во всех ключевых отраслях, что усилило роль индустриального сектора в экономике страны. Доля промышленности в ВВП увеличилась за этот период с 21,1% до 26,1%.
Лучшую динамику структурных сдвигов продемонстрировала обрабатывающая промышленность, которая выступала драйвером промышленного роста. Выпуск обрабатывающей продукции увеличился за этот период – более чем в 1,6 раза, доля которой в структуре промышленности возросла до 84,4%.
Опережающая динамика развития обрабатывающих отраслей формировалась под воздействием стимулирующих мер по диверсификации производств, способствующих увеличению выпуска продукции с более высокой добавленной стоимостью. Доля средне- и высокотехнологичных отраслей увеличилась с 52,7% до 64,4%, что свидетельствует о достигнутых качественных сдвигах в развитии промышленности.
Отмечается тенденция роста многих видов продукции, пользующейся спросом как на внутреннем, так и внешнем рынке. Особенно высокий рост отмечался в производстве машиностроительной продукции – в 2,5 р., фармацевтической продукции – в 1,9 р., текстильных изделий и одежды – в 1,7 р., пищевых продуктов – в 1,4 р., строительных материалов – в 1,5 р., химической продукции – в 1,16 р. и т.д. Весомый вклад в промышленный рост внесла металлургическая промышленность, развитие которой было ориентировано на углубленную переработку сырья и освоение продукции более высоких переделов.
Как результат проводимой промышленной политики, была поддержана динамика роста экспорта. Общий объем экспорта увеличился в 1,9 р. при сравнении с уровнем 2017г. и составил 24,4 млрд. долл. На фоне роста экспорта цветных металлов, большой вклад в прирост внесла машиностроительная и текстильная отрасли. Объемы экспорта машиностроения возросли в 3,7 р., текстильной продукции – в 2,6 р.
С точки зрения оценки структурных пропорций развития промышленности, то за период 2018-2023гг. было обеспечено увеличение агрегированного показателя добавленной стоимости и положительное изменение структуры её производства – и, это главное достижение было достигнуто благодаря положительным результатам принимаемых мер и расстановке приоритетов структурных преобразований с учетом специфики каждой отрасли.
Так, если для добывающих и сырьевых отраслей стояла задача повышения уровня переработки добываемого сырья с целью освоения продукции средних переделов для дальнейшего использования в других отраслях, то её решение позволяло решать проблемы расширения локализующих производств и освоения новых видов продукции более высоких переделов для обрабатывающих отраслей.
При этом сквозным приоритетом в промышленной сфере выступала задача по снижению издержек производства, то есть ресурсосбережения, которая решалась с помощью таких инструментов, как оптимизация текущих затрат за счет энергосбережения и ускорение технического перевооружения ведущих предприятий.
В результате была достигнута позитивная интеграция производственного потенциала всех отраслей при возрастании роли обрабатывающего и перерабатывающего секторов и тенденция улучшения качественных показателей промышленного роста.
Между тем, в контексте ускорения дальнейших экономических реформ и достижения цели по удвоению объема экономики уже к 2030 году, были приняты обновленные стратегические ориентиры развития для всех отраслей сфер экономики. Это стало логическим продолжением стратегических действий, реализуемых ранее. При этом особый приоритет и задачи по вовлечению новых резервов роста были обозначены для промышленного сектора.
Главной задачей предстоящего периода является доведение доли промышленности в структуре ВВП – до 32-35% к 2030г. за счет дальнейшего повышения технологических сдвигов в производстве, кардинального повышения показателей эффективности и роста производительности труда.
Промышленная политика будет сконцентрирована на реализации трех приоритетных направлениях:
- дальнейшее повышение эффективности использования сырьевой базы, что обусловливает ускоренный переход на трех- четырех-стадийные циклы переработки сырья по схеме: базовое сырье - первичная переработка (полуфабрикаты) - материалы с более высоким уровнем готовности для промежуточного потребления - готовая продукция для конечного потребления; в качестве драйвера роста будет выступать металлургическая промышленность, имеющая резервы по увеличению производства высокодоходной продукции – меди в 3,5 раза, золота – в 1,5 раза, серебра – в 3 раза, урана – в 3 раза;
- повышение объемов добавленной стоимости за счет технологических сдвигов и внедрения передовых форм организации производства; драйверами роста будут выступать электротехническая промышленность и химический комплекс, имеющие хорошие перспективы по организации локализующих структур по созданию производства бытовой техники и электронных устройств, создания крупных химико-полимерных кластеров;
- вовлечение новых источников роста за счет более полного использования производственного потенциала в регионах; драйверами роста в регионах будут выступать текстильная промышленность (с доведением уровня переработки пряжи до 100% и налаживания новых производств по выпуску 400 тыс. тонн искусственного и смешанного волокна для удовлетворения спроса на высококачественное полотно); промышленность строительных материалов (имеющая возможность увеличения объемов производства в 2 раза и расширения выпуска новых видов энергосберегающих строительных материалов); кожевенно-обувная отрасль (имеется потенциал роста добавленной стоимости не менее чем в 5 раз с учетом привлечения престижных брендов).
Ориентиры отраслевого развития исходят из мировых тенденций развития товарных рынков, которые позволяют сделать вывод о том, что поддержание высоких темпов роста промышленного роста возможно только на основе структурно-технологических сдвигов. Эти предпосылки согласуются с переходом промышленности Узбекистана к модели развития, основанной на повышении эффективности использования ресурсов, внедрении новых передовых технологий, которые в среднесрочной перспективе выступают в качестве важнейших факторов промышленного роста.
При этом, процесс продвижения экспортного потенциала отечественных производителей, необходимо сопровождать мерами по импортозамещению, механизмами стимулирования предприятий, ориентированных и на внутренний рынок. Это потребует проведения тонкой и сбалансированной промышленной политики, которая должна учитывать структуру отраслевых и межотраслевых балансов производства и потребления.
Для эффективной реализации приоритетов структурно-технологических преобразований промышленности потребуется сформировать перечень наиболее эффективных инвестиционных проектов. Должны быть разработаны критерии эффективности реализации отраслевых проектов и проведение оценок мультипликативных эффектов от их реализации (минимизация издержек производства и максимизация объемов прибыли), что особенно важно в условиях перехода на ресурсосберегающую модель экономического роста в контексте «зелёного» перехода.
Переориентация приоритетов промышленной политики потребует более эффективной поддержки сектора обрабатывающих производств путем совершенствования инвестиционной политики, формирующей условия для расширения собственного инвестиционного потенциала предприятий. Важную роль также будут играть меры по дальнейшему совершенствованию проводимой налоговой политики, предусматривающей практически полную ликвидацию неэффективных налоговых льгот, оптимизацию системы льготного кредитования для новых производств, а также для действующих предприятий.
В целом, масштабность принятой Стратегии «Узбекистан-2030» хорошо проявляется в первоочередных задачах развития промышленного сектора. Решение этих задач взаимосвязаны с направлениями совершенствования макроэкономической политики, развития инфраструктурных объектов, повышения доли частного сектора, создания конкурентной среды для производителей, внедрения цифровых технологий и т.д.
Необходимо отметить, что стратегические инициативы правительства Узбекистана, предусматривают не только создание условий для выстраивания национальных цепочек добавленной стоимости с акцентом на расширение внутреннего производства компонентов, деталей и оборудования, но и формируют долгосрочный механизм вхождения Узбекистана в ряд государств с доходами выше среднего с успешным достижением целей устойчивого развития.
Безусловно, меры промышленной политики могут корректироваться в зависимости от конкретных обстоятельств и возникновения новых геополитических рисков, но меры по повышению уровня подготовки научных, инженерных и рабочих кадров для индустриального развития страны будут актуальны на всех этапах дальнейшего реформирования промышленности.
Эльвира Бикеева,
руководитель проекта Институт макроэкономических
и региональных исследований
Малика Сапармухаметова,
ведущий специалист Институт макроэкономических
и региональных исследований