До конца года в Узбекистане дуальной системой образования будет охвачено 50 тысяч человек
Начиная с 2021/2022 учебного года в Узбекистане введена дуальная форма обучения, которая уже приносит свои плоды в системе образования Германии, а также введена новая форма обучения с возможностью практического применения теоретических знаний, полученных в образовательном учреждении относительно подготовки молодежи к профессиям.
Прежде всего, создана правовая база для внедрения и совершенствования этой формы образования в Узбекистане.
Статьей 15 Закона Республики Узбекистан «Об образовании» №637 от 23 сентября 2020 года дуальное образование определено как отдельная форма обучения, тогда как в статье 17 этого Закона форма дуального образования определяется следующим образом:
“дуальное образование направлено на получение обучающимися необходимых знаний, умений и навыков, теоретическая часть которых осуществляется на базе образовательной организации, практическая часть — на рабочем месте обучающегося”.
Также Президент Республики Узбекистан уделяет внимание вопросу системного развития формы дуального образования в Узбекистане на основе немецкого опыта.
В частности, Указом Президента Республики Узбекистан «О мерах по развитию сфер образования и воспитания, и науки в новый период развития Узбекистана» от 6 ноября 2020 года определено создание системы дуального образования.
Таким образом внедрены новые механизмы конкурентоспособной подготовки кадров путем организации обучения в гармонии с трудовой деятельностью согласно реальным потребностям рынка труда Узбекистана, конкретным рабочим местам на предприятиях (организациях), отраслях экономики.
Поэтому в сотрудничестве с экспертами Германского общества международного сотрудничества (GIZ) были разработаны конкретные процедуры и правила организации дуального образования и постановление Кабинета Министров № 163 от 29 марта 2021 года «О мерах по организации дуального образования в системе профессионального образования».
Настоящим постановлением было утверждено положение об организации дуального образования в системе профессионального образования, состоящее из 4 глав, и сегодня учащиеся принимаются к обучению в форме дуального образования на основании требований настоящего документа.
В первый год в колледжи и техникумы было принято более 2000 учащихся по таким направлениям, как дошкольное образование, железная дорога и строительство, а в дальнейшем, в результате возрастающей потребности предприятий в подготовке кадров среднего звена форма дуального образования расширялась.
Можно с уверенностью сказать, что такая форма обучения создала возможность работодателям отбирать и нанимать лучших специалистов.
В 2022/2023 учебном году около 4500 молодых людей были приняты в профессиональные образовательные учреждения по форме дуального образования, а кроме вышеперечисленных направлений также развернута подготовка кадров среднего звена по таким направлениям, как информационные технологии, легкая промышленность, сельское хозяйство и сфера услуг.
На сегодняшний день около 13 тысяч студентов в 234 профессиональных образовательных учреждениях Узбекистана получают образование в форме дуального образования. За студентами в качестве «наставников» закрепляются 3144 квалифицированных работника предприятий (организаций), а практические навыки учащихся формируются ими непосредственно на рабочем месте.
Также мы видим, что доля дуального образования в таких сферах, как автосервис, сельское хозяйство, дошкольное образование, легкая промышленность и сфера услуг, выше, чем в других сферах.
Вместе с тем, более 3600 предприятий и организаций Узбекистана участвуют в дуальном образовании.
Так, между Асакинским агротехнологическим колледжем Андижанской области и акционерным обществом «УзАвто Моторс» – крупнейшим автомобилестроительным предприятием Узбекистана, налажено в форме дуального образования по подготовке специалистов среднего звена.
В результате этого сотрудничества сегодня более 500 учащихся обучаются по дуальному образованию по специальностям «Сварочные технологии и оборудование», «Сборка и испытания автомобилей», «Технология машиностроения» и «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей».
За последние годы проведена значительная работа по развитию системы профессионального образования в Узбекистане с такими зарубежными партнерами, как Европейский Союз, Германское общество международного сотрудничества (GIZ), ЮНЕСКО, Посольство Швейцарии в Узбекистане.
В частности, для 2 техникумов в сфере подготовки кадров для сельского хозяйства закуплено 4 трактора, 42 сопутствующих технических оборудования и 72 компьютерной техники, а также 2 холодильника для хранения сельскохозяйственной продукции на общую сумму 700 тысяч долларов.
Кроме того, 15 пилотных образовательных учреждений, отобранных Германским обществом международного сотрудничества (GIZ), оснащены комплектами швейных машин для легкой промышленности (21 швейная машина, 6 оверлоков, 6 интерлоков, 3 зигзага, 3 вышивальных шва), 9 раскройными столами, гладильными досками и 3 многофункциональными цифровыми досками. Только практический кабинет Алмазарского колледжа легкой промышленности был оснащен современным оборудованием по направлению «Система автоматизированного проектирования» (САПР), введены в эксплуатацию 12 специальных планшетов для проектирования и моделирования, 12 компьютеров, 1 экран для презентаций и 1 плоттер.
Вместе с тем, повышена квалификация 109 педагогов в Германии и Швейцарии.
Кроме того, в сотрудничестве с зарубежными донорами Германии 750 преподавателей прошли обучение навыкам предпринимательства по немецкой методике.
В рамках грантового проекта «Профессиональное образование для отраслей экономического роста в Центральной Азии (PECA V)» Германского общества международного сотрудничества (GIZ) отобрано 6 пилотных образовательных учреждений с целью подготовки кадров среднего звена в сферах производства и логистики хлебобулочных, кондитерских и макаронных изделий.
В рамках настоящего проекта укреплена материально-техническая база Янгиюльского агротехнологического колледжа, Самаркандского технического колледжа туризма и сервиса, Ташкентского государственного аграрного университета и Бухарского инженерно-технологического института.
В рамках проекта в Янгиюльский агротехнологический и Самаркандский техникум туризма и сервиса было поставлено 34 единицы оборудования.
В рамках сотрудничества с Германией разработано 70 модульных образовательных программ в форме дуального образования.
Вместе с тем, в рамках сотрудничества в Узбекистане подготовлены «Концепция внедрения и дальнейшего развития дуального образования» и «Руководство по разработке образовательных стандартов на основе профессиональных стандартов дуального образования».
Для обеспечения самозанятости выпускников профессиональных образовательных учреждений важно обучать и внедрять в учебный процесс новые методы. В связи с этим дисциплина об основах бизнеса была разработана и внедрена в практику в сотрудничестве с немецкой организацией «German Sparkassenstiftung for International Cooperation».
Вместе с тем, в целях повышения привлекательности системы профессионального образования в Узбекистане, организации углубленной подготовки студентов по иностранному языку, а также обеспечения конкурентоспособности подготовленных кадров среднего звена на внутреннем и внешнем рынке труда, углубленного обучения иностранному языку развивается как одно из приоритетных направлений.
В частности, в 33 профессиональных образовательных учреждениях организованы годичные специальные курсы немецкого языка. Сегодня на курсах немецкого языка в медицинских колледжах обучаются 773 учащихся.
На основе передового опыта и методик Германии по организации преподавания немецкого языка была разработана и внедрена на этих учебных курсах годовая программа.
По рекомендации Института Гете в Германии закуплены и доставлены в учебные заведения 6000 экземпляров современной учебной литературы, предназначенной для освоения 4 уровней А1, А2, В1, В2 в целях обеспечения учебной литературой студентов, обучающихся на немецком языке.
Путем обеспечения рынка труда Узбекистана кадрами среднего звена, обладающими современными профессиональными навыками, планомерно совершенствуется подготовка профессиональных и квалифицированных кадров среднего звена для государственных отраслей экономики и промышленных предприятий.
Согласно Постановлению Президента Республики Узбекистан «О мерах по эффективной организации государственного управления в сфере высшего образования, науки и инноваций в рамках административной реформы» внедрение системы приема учащихся в профессиональных образовательных учреждениях в течение года по форме дуального образования на основе заказов предприятий и организаций стало большим толчком для развития этой формы обучения.
В то же время, в результате дальнейшего увеличения потребности в кадрах среднего звена на рабочих местах, организованных на основе программ социально-экономического развития регионов, возникла необходимость налаживания обучения в форме дуального обучения в течение года в профессиональных образовательных учреждениях по заказам организаций.
Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Узбекистан в связи с ведением системы приема студентов в профессиональные образовательные учреждения в форме дуального образования в течение года» создана возможность организации обучения в форме дуального образования.
Несмотря на принятие настоящего постановления два месяца назад, следует отметить, что 750 учащихся были приняты на дуальное обучение исходя из существующих потребностей более чем 20 предприятий.
При этом в целях добровольного повышения педагогического мастерства учителей, прикрепленных к организациям, отныне ежегодно будут организовываться бесплатные краткосрочные курсы повышения квалификации в форме дуального образования.
Также до 2024/2025 учебного года будет создана электронная платформа, предназначенная для определения текущих и перспективных потребностей кадров среднего звена рынка труда, и система электронного заключения договоров с организациями и профессиональными образовательными учреждениями, желающими для подготовки кадров среднего звена.
В результате реализуемых в Узбекистане реформ по развитию дуального образования охват дуальным образованием к концу текущего года достигнет 50 тысяч человек.
Кроме того, до начала нового учебного года будет выбрано 100 профессий, а также разработаны профессиональные стандарты на основе опыта Германии, Швейцарии и Великобритании. В этом случае спрос на профессию адаптируется к потребностям работодателя.
Уткиржон Алижонов,
начальник управления развития системы
профессионального образования
Министерства высшего образования, науки и инноваций