Цифровая среда: эпоха перемен
Как неоднократно отмечал в своих выступлениях Президент Шавкат Мирзиёев, одной из основных задач последовательного социально-экономического развития Узбекистана является широкое внедрение ИКТ и цифровых технологий. Это именно та сфера, которая представляет эффективный инструмент, способный обеспечить качественное реформирование отраслей экономики и сфер общественной жизни.
Цифровая трансформация - один из главных трендов в развитии современных государств, меняющий облик практически всех сфер экономики и социальной сферы. Пандемия COVID-19 ударила по многим отраслям экономики, но внесла свою лепту в ускоренное развитие IT-индустрии. Она также показала важность внедрения информационно-коммуникационных и цифровых технологий в работу государственных органов, частных предприятий, общественных организаций.
Государство внедряет цифровизацию во все свои вертикали. В частности, система анализа данных эффективно используется в исполнительной власти. Например, проводится розыск преступников с использованием онлайн-камер на улицах или отправка обращений в нужные инстанции по интернету. Одна из главных заслуг внедрения ИКТ - снижение количества бумажной волокиты и бюрократии при оформлении документов. Справки и паспорта можно получить в онлайн-режиме, там же хранить и обновлять все данные.
Сегодня все большее внимание со стороны руководства Узбекистана уделяется усилению сотрудничества с зарубежными государствами, в частности, в направлении внедрения инноваций и передовых технологий. В данном вопросе нельзя не оставить без внимания роль и опыт стран Востока, которые демонстрируют впечатляющие показатели роста ВВП. Такие участники региона, как КНР, Индия, Вьетнам и не только, сегодня выступают в роли локомотива мировой экономики. Япония и Южная Корея сохраняют лидерство во многих направлениях инновационных и высокотехнологичных производств. Сингапур, Малайзия и Таиланд показывают исключительные достижения в экспорте товаров и услуг на мировые рынки. А Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Саудовская Аравия делают серьезные успехи в области альтернативной энергетики, инновационных проектов в сфере финансов и изучения космоса.
Все это - результат продуманной социально-экономической политики. Правительствами стран разрабатываются и реализуются на практике стратегические программы мер по комплексному развитию всех аспектов экономики и общественной жизни. Изучение опыта стран Востока представляет несомненный интерес и для Узбекистана, который в настоящее время занят решением аналогичных задач.
2020-й в нашей стране стал основополагающим в принятии документов, заложивших нормативно-правовой фундамент дальнейших цифровых реформ. 28 апреля принято постановление Президента «О мерах по широкому внедрению цифровой экономики и электронного правительства». В данном документе очерчен круг актуальных вопросов, связанных с широким внедрением цифровых технологий в работу отечественных предприятий и государственных служб, подготовкой IT-специалистов, комплексной поддержкой IT-предпринимательства и не только.
Логическим продолжением этих работ стал Указ Президента «Об утверждении Стратегии «Цифровой Узбекистан - 2030» и мерах по ее эффективной реализации» от 5 октября 2020 года. Согласно документу, все государственные пошлины и штрафы осуществляются с использованием электронных платежных систем в режиме онлайн. Кроме того, внедряется свыше 400 информационных систем, электронных услуг и иных программных продуктов в разных сферах социально-экономического развития регионов.
Стратегия «Цифровой Узбекистан – 2030» предусматривает утверждение двух программ (по цифровой трансформации регионов и отраслей), а также «дорожных карт» по их реализации. Несомненно, это обеспечит наиболее полный охват и эффективную реализацию документа, который включает такие приоритетные направления, как развитие цифровой инфраструктуры, электронного правительства, национального рынка цифровых технологий, образования и повышение квалификации в сфере.
Известно также, что в соответствии с документом для мониторинга состояния цифровой трансформации в регионах разработана методика рейтинговой оценки цифрового развития территорий, которая позволяет провести предварительную диагностику цифровизации на местах. В числе критериев - использование интернета в социальных учреждениях (ДОО, школы, поликлиники), внедрение образовательных и иных систем и программных продуктов, охват дипломированных учителей по информатике, а также учеников школ в рамках проекта «Один миллион программистов» и количество учебных IT-центров.
В числе важнейших документов следует отметить и постановление главы государства «О мерах по широкому внедрению цифровых технологий в городе Ташкенте» от 17 марта 2020 года. Утвержденная документом комплексная программа «Цифровой Ташкент» направлена на цифровое развитие столицы Узбекистана.
Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы, принятая 28 января 2022-го, охватывает семь приоритетных направлений реформ, касающихся государственного управления, верховенства закона, экономического развития, социальной политики, духовного просвещения, безопасности, а также прагматичной и активной внешней политики.
В Стратегии развития определена дальнейшая цифровизация ряда важных сфер, таких как государственные и социальные услуги, правоохранительные органы, системы управления дорожным движением и здравоохранения, банковский и сельскохозяйственный секторы, и не только.
Кроме того, предусмотрены совершенствование электронного правительства Узбекистана и доведение доли электронных государственных услуг до ста процентов, внедрение системы Mobile ID-идентификации лица при их оказании, проектов «Цифровой паспорт граждан» и «Цифровой орган».
Центром управления проектами электронного правительства совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций РУз прорабатывается вопрос реализации проекта «Цифровой паспорт граждан».
В качестве эксперимента с 15 июля 2022 года по 1 декабря 2023-го в госведомствах, банках и других организациях не требуют бумажные удостоверения личности. В будущем вместо них можно предъявлять их цифровые версии в специальном приложении OneID Mobile, которые по юридической силе будут равны своим физическим аналогам.
На первом этапе реализации проекта планируется внедрить систему в следующие сферы:
• проверка документов на право пользования и управления автотранспортными средствами;
• перелеты внутренними авиалиниями;
• путешествие по железной дороге в пределах страны;
• регистрация гостей в гостиницах, санаториях, домах отдыха и других подобных учреждениях;
• получение услуг мобильных операторов и интернет-провайдеров;
• предоставление госуслуг в центрах государственных услуг;
• оказание услуг коммерческих банков и страховых компаний;
• получение медицинских услуг;
• предоставление доступа студентам в системах высших учебных заведений.
Кроме паспорта или ID-карты гражданина Республики Узбекистан, пользователи сервисом могут управлять такими цифровыми документами, как водительское удостоверение, свидетельства о регистрации транспортного средства, заключении брака и рождении, студенческое удостоверение, сертификат о вакцинации от коронавируса и не только.
Сервис также предусматривает функции поделиться цифровыми копиями, отправить доверенному лицу техпаспорт для пользования на определенное время, предоставить данные документа поставщикам услуг и многое другое.
Цифровое правительство - локомотив экономики
Одно из основных направлений развития государства - использование цифровых технологий для совершенствования работы органов государственного и хозяйственного управления, формирование эффективного механизма взаимодействия между властью и населением. Данные задачи выполняются посредством развития системы электронного правительства. Масштабные реформы в госсекторе охватывают все без исключения сферы деятельности с широким привлечением министерств и ведомств.
Важнейшая роль в развитии системы электронного правительства отводится Единому порталу интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ), благодаря которому оказывается широкий спектр услуг для населения. Сегодня с его помощью можно получить более 320 видов госуслуг. Для удобства граждан есть также мобильная версия my.gov.uz, где оказывается свыше ста видов госуслуг.
К 2026 году количество видов услуг на портале планируется увеличить до 610, а в мобильной версии - до 300. Важно подчеркнуть: доля my.gov.uz в общем объеме электронных государственных услуг активно растет - с 26 процентов в 2019-м до 54 процентов в 2021 году.
Кроме того, внедрена Единая система идентификации OneID, где зарегистрировано более 20 процентов населения. С ее помощью граждане получают доступ к разным электронным ресурсам правительства, в том числе системе выдачи ID-карт с автоматическим созданием учетной записи владельца. Также успешно функционирует Единая биллинговая система госуслуг, позволяющая гражданам оплачивать услуги в сферах ЖКО, здравоохранения, строительства, образования и не только. По итогам 2021 года число подобных платежей превысило 20 миллионов.
Одна из приоритетных задач в рамках развития системы электронного правительства - создание эффективного механизма взаимодействия между властью и населением с широким использованием цифровых технологий.
Реализован ряд важных проектов, направленных на развитие общественного диалога между гражданами и правительством: Виртуальная приемная Президента Республики Узбекистан для обращений граждан по любым вопросам, Виртуальная приемная Премьер-министра Республики Узбекистан по рассмотрению обращений предпринимателей, портал коллективных обращений «Mening fikrim» («Мое мнение»), система оценки воздействия актов законодательства (СОВАЗ).
Реформы в области электронного правительства заслужили высокую оценку международного сообщества. К примеру, в рейтинге Open Data Inventory Узбекистан занял 45-е место в мире, став лидером в Центральной Азии. В свою очередь в Индексе электронного участия (E-Participation Index) Узбекистан улучшил позицию на 13 пунктов, поднявшись на 46-е место и оказавшись в группе стран с очень высоким EPI.
Будущее - за IT-кадрами
Одно из важнейших направлений цифрового развития Узбекистана - воспитание IT-специалистов, которые требуются практически во всех отраслях экономики. Первое и важное условие - создание комплексной системы непрерывной подготовки IT-кадров в рамках школьного, среднего специального и высшего образования.
Важно отметить, что более 60 процентов населения Узбекистана составляет молодежь. Поэтому одними из главнейших задач является ее привлечение к участию в современных процессах цифровизации, обеспечение юношей и девушек работой путем поддержки в создании программных продуктов и оказании аутсорсинговых IT-услуг.
Основа школьного IT-образования заложена с созданием Специализированной школы по углубленному изучению предметов направления информационно-коммуникационных технологий имени Мухаммада ал-Хоразмий. Современное здание учебного заведения отвечает последним технологичным требованиям, где применяются передовые методики обучения с привлечением квалифицированных зарубежных и отечественных специалистов. Обучение в школе ведется с 5-го класса.
Интерес у школьников к IT непрерывно растет. С этой целью принято постановление Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы образования в области информационных технологий, развитию и интег-рации научных исследований с IT-индустрией» от 6 октября 2020 года, в соответствии с которым созданы 14 специализированных базовых школ с углубленным изучением информатики и информационных технологий.
В свою очередь школьная программа обогащена актуальными ИКТ-направлениями. Так, преподаваемый с 5-го класса предмет «Информатика» дополнен дисциплинами из проекта «Один миллион программистов». А начиная с 8-го и 9-го классов ученики могут обучаться программированию и дизайну, с 10-го - робототехнике.
Укрепление положения молодежи в обществе объясняется тем, что Узбекистан начал уверенно вступать в международное сообщество, а такая интеграция всегда сопровождается потребностью в специалистах, владеющих передовыми знаниями в своей области.
Одной из наиболее масштабных образовательных инициатив в рамках поддержки молодежи за последние годы стал проект «Один миллион программистов», запущенный в Узбекистане в ноябре 2019 года. Мегапроект играет важную роль в повышении образовательного уровня среди населения и молодежи в области ИКТ, в широкой подготовке IT-специалистов.
Более того, реализация проекта вышла за рамки программы подготовки кадров для IT-сферы. Сегодня это целое сообщество единомышленников, которые активно взаимодействуют: делятся идеями и разработками, обмениваются опытом. Проект вносит существенный вклад в достижение главных целей - развитие современной профильной экосистемы, воспитание конкурентоспособных специалистов, способных создавать инновационные стартап-проекты, качественно меняющие жизнь общества.
Важнейшую роль в поддержке IT-специалистов играет открытый в 2019 году Технологический парк программных продуктов и информационных технологий. Инициатива создания IT Park была выдвинута Президентом Шавкатом Мирзиёевым во время первого визита в Республику Индия.
IT Park - комплекс объектов, зданий и сооружений, предназначенных для обеспечения запуска и выведения на рынок перспективных стартап-проектов (в том числе за счет интеграции с научно-образовательными учреждениями). Это экстерриториальная свободная экономическая зона, где активные и талантливые представители сферы получают реальный шанс для трансформации идей в настоящие бизнес-проекты за счет бухгалтерской, юридической, маркетинговой и образовательной поддержки.
В целях дальнейшего развития данного направления Президент Шавкат Мирзиёев 29 июля в IT-академии Astrum в Юкоричирчикском районе Ташкентской области провел встречу с молодыми программистами, руководителями и работниками компаний в области IT и коммуникаций.
В начале выступления глава государства рассказал о достижениях Узбекистана в IT-сфере за последние пять лет. В частности, за это время отрасль получила 2 млрд долларов инвестиций, включая 700 млн прямых. Президент Шавкат Мирзиёев выразил уверенность, что данную отрасль можно вывести на более высокий уровень, если уделять соответствующее внимание молодежи.
Свою лепту в подготовку IT-специалистов вносят и учебные центры цифровых технологий. Данные IT-центры создаются в соответствии с третьей из пяти важных инициатив (организация эффективного использования населением и молодежью компьютерных технологий и интернета), выдвинутых главой государства. В них молодежь учит азы веб-программирования, компьютерного дизайна, мобильных технологий, робототехники. Одновременно с этим в них повышают свою квалификацию в сфере ИКТ руководители и сотрудники местных органов исполнительной власти, органов государственного и хозяйственного управления.
С целью поддержки девушек и женщин и создания для них необходимых условий для освоения актуальных профессий организованы специальные IT-курсы - TechBikа и ITWomen.Uz.
Льготы для IT-предпринимателей
Полноценное развитие рынка невозможно без активного участия частного сектора. В связи с чем руководство Узбекистана поддерживает IT-предпринимательство. Огромный вклад в этом направлении вносит IT Park, при создании которого изучен зарубежный опыт условий для IT-бизнеса.
IT Park оказывает своим резидентам юридическую, организационную, маркетинговую помощь. Помимо этого, они освобождаются от всех налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды до 1 января 2028 года, а также от разовых социальных выплат. Кроме того, им предоставляются в распоряжение современные офисные помещения, лаборатории, коворкинг-зоны, конференц-залы. Так, по итогам первого полугодия 2022-го объем экспорта резидентов IT Park увеличился в четыре раза по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и составил порядка 50 млн долларов.
С целью создания еще больших удобств для иностранных IT-компаний и IT-специалистов с 1 апреля 2022 года в Узбекистане начали выдавать IT-Visa, которая позволяет беспрепятственно въезжать и пребывать на территории страны, получать вид на жительство в упрощенном порядке, а также наделяет равными социальными правами с гражданами республики.
IT Park также запустил программу TashRush, в рамках которой иностранным компаниям и IT-специалистам оказываются услуги по открытию юридических лиц (по принципу OneStopShop), поиску офисов, подбору персонала, а IT-специалистам - содействие в адаптации и трудоустройстве в компаниях-резидентах IT Park.
* * *
Развитие IТ-сектора и цифровой экономики в Узбекистане - в числе основных задач. Уделяется должное внимание и совершенствованию сферы, производящей высокотехнологичные товары и услуги. Кроме того, в условиях жесткой конкуренции на мировых рынках ИКТ могут смело выступать локомотивом дальнейшего устойчивого развития и диверсификации национальной экономики, повышения ее конкурентоспособности.
“Правда Востока”
от 19.08.2022г.